Спорт и физкультура в детском саду
Главная цель — научить ребёнка заботиться о своем организме, разумно и безопасно использовать среду своего обитания
Работа воспитателя — ведущая и объединяющая. Он координирует действия специалистов, направленные на сохранение здоровья дошкольников, так как постоянно находится с детьми и лучше знает состояние здоровья своих воспитанников. Воспитатель имеет возможность формировать потребность и практику здорового образа жизни у детей в течение всего времени их пребывания в детском саду. Именно воспитатель должен уделять больше времени проведению оздоровительных мероприятий с детьми своей группы (гимнастика после сна, точечный массаж, дыхательная гимнастика, оздоровительный бег и др.), проводимых с учетом медицинских рекомендаций, «Листа здоровья» детей
Педагогами нашего ДОУ проводятся «Уроки здоровья», «Пятиминутки здоровья», «Минутки здоровья» в форме индивидуальной и подгрупповой работы с воспитанниками. На «Пятиминутках здоровья» уделяется внимание формированию у детей навыков здорового образа жизни: рассматривание иллюстраций в книгах о здоровье и поведении человека, проведение дидактических игр, разгадывание кроссвордов, беседы о пользе занятий физкультурой и спортом и др.
При организации физкультурно–оздоровительной работы используется индивидуальный подход. Каждому ребёнку подбирается необходимая физическая нагрузка. Воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые гигиенические навыки, приспособить ребёнка к постоянно меняющимся условиям окружающей среды
Правила проведения занятий
- Систематичность занятий физкультурой
- Дозирование числа повторений физических упражнений
- Постепенность наращивания длительности нагрузок
- Разнообразие форм оздоровительной физической культуры
- Рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных мероприятий
- Участие родителей в проведении спортивных праздников и досуга
Физическая культура в детском саду
Физическая культура в детском саду – это важная составляющая общего развития ребенка в детском учреждении. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, активным и жизнерадостным. Чтобы ребенок всегда был таким, основы нужно заложить с самого раннего детства. Именно поэтому в детском саду большое внимание уделяется развитию мышц детей, их ловкости, силы и выносливости.
Среди основных средств правильного физического воспитания маленьких ребят можно выделить: правильное (здоровое) питание, выработку привычек к личной гигиене, прогулки на свежем воздухе, правильно организованный режим дня, хороший сон, создание условий для творчества ребенка, ну и, конечно же, физическую культуру.
Здорового и счастливого ребенка невозможно представить неподвижным. В нашем сознании непоседа, бегающий по улице, здоровее, чем ребенок, лежащий среди дня на диване.
Правильные активные движения ребенка повышают его устойчивость к различным заболеваниям, вызывают активизацию защитных сил организма, его иммунитета, повышают деятельность лейкоцитов. Физическая культура в детском саду способствует всестороннему развитию у детей умственных способностей, мышления, внимания, восприятия, существенному улучшению питания тканей организма, формированию скелета, формированию правильной осанки и улучшению иммунной системы ребенка. Движение, физическая культура в детских садах, здоровый образ жизни – это залог здоровья наших детей, нашего нового поколения.
Вопросы охраны и укрепления здоровья детей, физического дошкольников являются одним из важных направлений деятельности нашего учреждения. Работа ведется через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, организацию сбалансированного питания, систему закаливания детей, проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, создание благоприятного климата в ДОУ.
Педагогами ДОУ проводятся различные виды физкультурно-оздоровительной работы:
• занятия;
• физкультминутки;
• разновидности гимнастики (утренняя, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная и т.д.);
• различные виды закаливания;
• дни здоровья;
• физкультурные праздники, досуги
Для всех групп составлен режим двигательной активности, где помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня дошкольников значительное место отведено самостоятельным двигательным играм с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, очень подвижны и активны, поэтому им просто необходимо периодически «выпускать пар», а для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит, как ничто другое.
Занятия проводятся 3 раза в неделю, 2 раза в группе (проводит воспитатель), 1 раз на улице (проводит воспитатель группы). Их продолжительность, как и остальных занятий в детском саду, - от 10 до 30 минут. Это связано с тем, что очень сложно удержать внимание ребенка дольше этого времени. Занятия по физической культуре может проводиться как с музыкальным сопровождением, так и без него.
Помимо занятий по физической культуре в детском саду ежедневно проводится утренняя гимнастика, которая состоит из поворотов и наклонов головы, махов руками, наклонов туловища, приседаний. Продолжительность утренней гимнастики 5-8 минут. В перерывах между «сидячими» занятиями и после дневного сна тоже проводятся, так называемые, физкультурные пятиминутки, дающие возможность ребенку размять тело.
У ребенка обязательно должна быть специальная форма для занятий физкультурой – это, в первую очередь, вопрос гигиены. В качестве физкультурной формы отлично подойдут шорты и футболка из несинтетических, дышащих материалов. На ноги можно одеть чешки или носочки с прорезиненной (нескользящей) подошвой. Во многих группах физкультурная форма определенного цвета. Это вырабатывает у детей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников
Воспитатель проводит физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает за безопасность воспитанников. Контролирует двигательную активность детей в течение дня. Контролирует гигиенические условия для проведения занятий. Воспитатель учитывае возрастные особенности детей, и во время занятий учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка.
Большое внимание в процессе занятий уделяется формированию правильной осанки, двигательных навыков, а также привитию культурно-гигиенических навыков и интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни.
В течение года с детьми проводятся спортивные праздники, досуги, развлечения, спортивные игры на свежем воздухе.
В летний оздоровительный период занятия проводятся на свежем воздухе с непосредственным контактом с естественными факторами природы. Летние занятия проходят в более игровой форме, насыщены спортивными и подвижными играми, потешками.
Физическое развитие детей нужно продолжать и за пределами детского сада. Утренняя гимнастика по выходным дома и подвижные игры на прогулке, безусловно, пойдут на пользу малышу.
Главная цель физического воспитания в нашем дошкольном учреждении состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиваться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития ребят. А также обеспечивать овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками; создавать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
В современных условиях особенно актуальной задачей является привитие детям потребности в физической культуре и спорте. Таким образом, методически правильно организованная работа по физическому воспитанию призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному владению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и деятельности товарищей. В настоящее время растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задачи каждого дошкольного учреждения, в том числе и нашего. Быть в движении – значит укреплять здоровье. Мы не можем представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр, увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общая задача – воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Зная о том, что дети особенно восприимчивы к положительному примеру родителей, мы стараемся активнее их привлекать к участию в совместных спортивных праздниках, досугах и развлечениях, которые проводятся в нашем дошкольном учреждении.
Зачем в детском саду заниматься физкультурой?
Развитие силы, выносливость и координации
Регулярные физические упражнения в детском саду помогут развить физическую силу, выносливость и координацию движений малыша. Такие виды деятельности, как бег и прыжки, помогают развить грубую моторику. Гимнастика и растяжка улучшают гибкость. Спортивные и командные игры развивают координацию, реакцию, пространственное и стратегическое мышление.
Снижение риска заболеваний и укрепление иммунитета
Физкультура снижает риск ожирения, диабета, болезней сердца и других проблем. Регулярные физические упражнения помогают поддерживать здоровье на протяжении всей жизни. В 2010–2020 в многочисленных исследованиях было доказано, что регулярные физические занятия способствуют укреплению здоровья. В 2011 году провели исследования, в ходе которых доказали, что чем выше уровень физической активности, тем реже человек болеет ОРЗ. В 2014 году были опубликованы данные многолетних наблюдений, из которых следовало, что чем больше у спортсменов было тренировок в год, тем меньше они болели. Есть многочисленные эксперименты доказывающие, что физическая активность, способствует нормализации давления, снижению сахара в крови и укреплению иммунитета.
Улучшенная концентрация и сосредоточенность
Раннее детство — решающий период для развития мозга, и физические упражнения могут способствовать когнитивному развитию. Согласно исследованию Университета Иллинойса, регулярная физическая активность помогает улучшить способность детей сосредотачиваться. Физические упражнения высвобождают эндорфины, которые поднимают настроение и усиливают мозговую активность.
Повышение успеваемости
Физические упражнения связаны с улучшением успеваемости. Исследования показали, что дети, которые регулярно занимаются физическими упражнениями, лучше справляются с экзаменами и теста. Особенно по таким предметам, как математика, чтение и естественные науки. Этому легко найти объяснение. Физическультура включает в себя сложнокоординированные упражнения, которые способствуют развитию концентрации и внимательности. Спортивные игры развивают быстроту сображений. Командные игры учат анализировать сложные ситуации.
Развитие социальных навыков и сотрудничества
2–7 лет важнейшее время для развития социальных навыков. Физические упражнения могут помочь детям развить навыки командной работы и сотрудничества. Такие занятия, как танцы, командные игры и совместный спорт улучшают взаимоотношения в детском коллективе и развивают способность к сотрудничеству. Недаром в элитных английских гимназиях и колледжах командные игры обязательно входят в учебный процесс.
Снижение агрессивности и повышение самооценки
Дети, которые занимаются физическими упражнениями, менее склонны к агрессии. Физические упражнения высвобождают гормоны эндорфина, поэтому дети чувствуют себя спокойнее, счастливие. Успехи в занятиях физкультурой, повышают самооценку детей и общее психическое здоровье. У детей всегда есть потребность в двигательной активности. Организуя физкультурные занятия в детском саду, вы направляете энергию малышей в полезное русло. Вместо конфликтов и драк, дети учатся вместе играть и заниматься
Виды упражнений
Аэробные упражнения для детей
Бег и прыжки - отличные аэробные упражнения для маленьких детей. Эти упражнения помогают укрепить мышцы ног и повысить выносливость сердечно-сосудистой системы. Они могут проводиться как в помещении, так и на открытом воздухе. Упражнения не требуют дополнительного инвентаря и легко варьируются по уровню сложности для детей разных возрастов. Малыши могут бегать в лёгком темпе от стенки к стенке в помещении. Для детей из подготовительной группы можно провести небольшую эстафету с бегом на 60 метров.
Хождение на руках и на четвереньках — недооценённое упражнение, укрепляющее мышцы рук, спины и корпуса. Ползанье на четвереньках — простейшее упражнение, безопасное и полезное для всех возрастов. При всей кажущейся лёгкости, ползанье задействует большинство мышц. Ещё полезней хождение на руках. Первый малыш поднимает ноги второго и позволяет ему идти на руках. При этом развивается сложная координация, включаются в работу слаборазвитые мышцы рук, спины, корпуса.
Бросание мячика — развивает мышцы рук и груди. Броски улучшают межмышечную координацию, реакцию и пространственную ориентацию. Малыши могут катать мячик по полу. Кидать мячик друг другу от груди. Бросать мячик из-за спины. Делать приседание и бросать мяч. Метать мячики разных размеров в корзину или цель. Соревноваться в дальности и точности бросков. Для старшей и подготовительной группы можно использовать утяжелённые мячики весом от 0.5 до 2 килограмм.
Танцевальные и музыкальные мероприятия — занятия танцами и музыкой также могут стать отличными аэробными упражнениями для маленьких детей. Они не только весёлые и увлекательные, но и помогают улучшить координацию, равновесие и развить чувство ритма у малышей. Эти занятия могут быть включены в расписание или использованы спонтанно во время игр или прогулки.
Укрепляющие упражнения для детей
Отжимания, приседания, сгибание туловища, поднятие рук и ног лёжа на животе (лодочка) — простые и эффективные укрепляющие упражнения на все основные группы мышц для детей. Они помогают укрепить мышцы туловища, рук, ног и спины. Упражнения могут быть облегчены или усложнены в соответствии с потребностями каждого ребёнка. Например, малыши могут выполнять отжимания с колен. А физически развитые дети из старшей группы, могут поднимать руки перед собой, лёжа на животе, с 2-килограммовым мячом. Для развития выносливости лучше всего выполнять упражнения 2 раза в неделю, в круговом режиме, с 20-секундным отдыхом между разными упражнениями. Сделали 7–10 отжиманий, отдохнули 20 секунд, затем выполнили приседания и снова отдохнули. Таким образом, можно выполнить до 70–100 повторений каждого упражнения за 20 минут. Как только вы видите, что малыши устают делайте динамические 3-минутные паузы с разминкой, чтобы дать мышцам восстановиться.
Статодинамические упражнения — это упражнения выполняемые без расслабления мышцы на протяжении 20–40 секунд. Например, малыш сгибает ноги в коленях и замирает, как бы садясь на невидимый стульчик, и затем немного поднимаясь с него. Сложно сразу объяснить детям, как делать такие упражнения, поэтому начинать можно с различных видов планок или медленного выполнения. Попросите малышей постоять в стойке на руках 20–30 секунд или очень медленно 1 раз присесть и встать за 20 секунд. Через несколько месяцев переходите к статодинамическим упражнениям профессора Солуянова. Еженедельные статодинамические тренировки способны оказать оздоравливающее воздействие на организм малыша. При этом стабилизируется эмоциональный фон, укрепляется иммунитет, восстанавливаются органы и ткани, укрепляются связки, растут мышцы.
Упражнения на растяжку также важны для маленьких детей. Они помогают улучшить гибкость, уменьшить скованность мышц и снизить травматизм. Эти упражнения могут быть включены в программу разминки или выполняться как самостоятельные занятия.
Упражнения на развитие координации
Догонялки — отличные игры для маленьких детей. Они помогают улучшить координацию, ориентацию в пространстве и развить равновесие. В догонялки можно играть как в помещении, так и на открытом воздухе. Можно использовать десятки видов игр, в которых дети гоняются друг за другом. Например, вы можете играть в ляпки, жмурки, догонялки на четвереньках.
Полосы препятствий и весёлые старты помогают улучшить координацию, равновесие, моторику и командное взаимодействие среди детей. При этом полосы препятствий и весёлые старты обладают огромной вариативностью и могут проводиться в любом помещении или на улице. Простейший вариант полосы препятствий можно сделать из обычных стульев: под первым стулом нужно проползти, через второй перелезть, третий три раза обойти, коснуться стены и вернуться.
Весёлые старты могут включать бег, прыжки на одной ноге, ползанье на четвереньках, ходьбу гуськом и другие упражнения.
Упражнения на умение держать равновесие
Упражнения на равновесие способствуют развитию координации движений и ловкости малышей. В начале упражнения разучиваются с дошкольниками на полу. Только после того, как упражнения будут усвоены, можно переходить к выполнению на снарядах (бревно, доска, скамейка). Во время упражнений на бревне или скамейки взрослый подстраховывает ребенка. Детям 3—4 лет рекомендуют несложные упражнения на равновесие. В основном они выполняются в движении: ходьба и бег между двумя параллельными линиями, начерченными на расстоянии 20—25 см друг от друга. Хождение по доске, положенной на полу, по изогнутой верёвке с постановкой ног друг за другом и удержанием мячика над головой или перед собой в руках. Для детей старшего дошкольного возраста упражнения в равновесии усложняются различными заданиями: во время ходьбы по бревну (скамейке) присесть и повернуться кругом или переступить через кубик. Во время выполнения упражнений в равновесии следят, чтобы ребёнок шёл переменным шагом, ровно смотрел вперёд, а не под ноги. Эти упражнения желательно проводить с мешочком или медболом массой 300—500 г на голове, чтобы ребёнок приучился держать голову ровно, сохраняя при этом правильную осанку.
Комплексные упражнения для детей
Сюда можно отнести все виды упражнений включающие в работу большие группы мышц. Например, перетягивание каната. Игра с элементами футбола. Выполнение бёрпи и звёздочек. Прохождение детских полос препятствий или весёлые старты. Комплексные упражнения учат детей последовательно включать в работу разные группы мышц, ориентироваться в пространстве, координировать свои движения и взаимодействовать с окружающими. Игра с элементами футбола, при всей кажущейся простоте, развивает много полезных умений у детей.
Формы упражнений для детского сад
Зарядка в детском саду
Зарядка в детском саду — одна из самых популярных форм упражнений, которыми занимаются дошкольники. В зарядку входит набор упражнений, в основном направленных на растяжку, сгибание и разогрев мышц. В первую очередь она направлена на повышение общей гибкости дошкольников, улучшение кровообращения и подготовку организма к дальнейшей деятельности. Основная цель зарядки в детском саду — размять суставы, включит в работу мышцы и увеличить частоту сердечных сокращений. Зарядка помогает малышам стать более активными. Дошкольники могут выполнять разные виды зарядки. Общепринятый порядок выполнения упражнения сверху вниз — от головы к пяткам. Сначала делают вращение головой, затем махи руками, касание пальцами рук пола, махи ногами. Затем выполняю бег на месте и прыжки вверх. Преимущество этих упражнений в том, что они не требуют никакого оборудования и могут быть легко выполнены в группе детского сада. Зарядку можно проводить не только утром, но и после дневного сна и в начале прогулки. Это поможет настроить детей на весёлый лад, направит их неуёмную энергию в нужное русло, взбодрит и снизить риск растяжений.
Игровые физические упражнения
Игровые упражнения — весёлый и увлекательный способ повысить физическую активность дошкольников. Вовлечение дошкольников в подвижные игры помогает им развить координацию, равновесие и пространственное восприятие. Подвижные и спортивные игры — отличный способ стимулировать когнитивные способности дошкольников, поскольку они требуют быстрого тактического, стратегического мышления и взаимодействия с разными участниками. Игры улучшают взаимоотношения между дошкольниками и способствуют эмоциональному развитию.
Спортивные физические упражнения
Спортивные физические упражнения — отличный способ научить дошкольников командной работе, дисциплине и важности сотрудничества. Они также помогают развить критическое мышление, навыки решения проблем и стать более уверенными в себе.
Обычно в детском саду проводят занятия с элементами спорта:
- Упрощённая версия футбол.
- Упрощённая версия баскетбола.
- Упрощённая версия волейбола.
- Игра в «квадрат» с мечом.
- Вышибалы.
- Забег на 60 метров.
- Забег на 500 метров.
- Челночный бег.
- Беговая эстафета.
- Квесты с поиском предметов, решением головоломок и перемещением по участку.
Помните, что в детском саду не играют в профессиональный футбол по всем правилам — там проводят занятия с элементами футбола. Игра длится 15-20 минут. Вороты могут быть разными по размеру. В командах может быть разное количество участников. Цель такой игры не подготовить великих футболистов, а развить физические, умственные и социальные навыки детей!
Музыкальные физические упражнения
Музыкальные физические упражнения — это весёлый и увлекательный способ вовлечь дошкольников в физическую активность. Эти упражнения в первую очередь направлены на развитие ритма у дошкольников путём сочетания физических движений с различными видами музыки. Кроме того, музыкальные упражнения, отличный способ познакомить дошкольников с различными видами музыки. Различные виды музыкальных физических упражнений включают танцевальные номера, ритмичные движения под музыку и ритмические игры.
Физкультминутка для дошкольников
Физкультминутка это короткие, разнообразные упражнения в игровой форме. Обычно воспитатель рассказывает о каком-то явлении и демонстрирует движение, которые дети должны повторить. При многократном повторении, воспитатель может не демонстрировать движения, а только говорить. Можно придумать сотни вариантов физкультминуток или взять один из готовых вариантов. Физкультминутки направляют активность детей в полезное русло, помогают физически отдохнуть после занятий и разнообразить день.